Формированию экологической культуры населения по проблемам отходов, созданию условий для практического участия населения в решении проблем отходов уделяют внимание правительства различных страны, международные организации.
Основные положения работы ОЭЦ "Горелово", новое направление развития центра построены и базируются на основе следующих материалов:
Международные документы:
- Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среде, Стокгольм, 5-16 июня 1972 года.
- Резолюция 44/228 Генеральной Ассамблеи, 85-е пленарное заседание,22 декабря 1989 года , которая постановляет способствовать развитию просвещения по вопросам окружающей среды, особенно среди молодого поколения, а также принятию других мер по расширению информированности о ценности окружающей среды. Также Ассамблея подтвердила, что экологически безопасное удаление отходов является одним из экологических вопросов, которые имеют наибольшее значение для поддержания качества глобальной окружающей среды, и в особенности для достижения экологически безопасного и устойчивого развития во всех странах.
- Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, будучи созвана в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года, провозглашает различные принципы, одним из которых является Принцип 21: Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех.
Также на данной конференции 170 правительствами стран мира, была принята "Повестка дня на 21 век". Она представляет собой программу действия по достижению устойчивого развития. В Главе 21 "Экологически безопасное удаление твердых отходов и вопросы, связанные с очисткой сточных вод" говорится следующее:
21.10 Правительствам следует приступить к осуществлению программ по обеспечению устойчивой минимизации объема образующихся отходов.Следует побуждать неправительственные организации и группы потребителей к участию в таких программах, которые могут разрабатываться, по мере необходимости, в сотрудничестве с международными организациями.
21.15. Деятельность в области развития людских ресурсов для обеспечения минимизации образования отходов должна быть направлена не только на подготовку специалистов сектора, занимающегося удалением отходов, но и на обеспечение поддержки со стороны населения и промышленности. Поэтому программы в области развития людских ресурсов должны быть направлены на обеспечение понимания этих проблем соответствующими группами и широкими кругами общественности, их просвещение и информирование. Странам следует, при необходимости, включить в школьные учебные программы предметы, посвященные принципам и методам предотвращения и минимизации образования отходов, и материалы о воздействии отходов на состояние окружающей среды.
21.16. В рамках будущих программ по обработке и удалению отходов следует максимально использовать такие методы контроля над отходами, которые основаны на эффективном использовании ресурсов. Такие мероприятия должны осуществляться одновременно с программами общественного просвещения. При разработке программ рециркуляции важно выявить рынки для продукции, произведенной из утилизированных материалов.
21.19. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям, включая потребительские, женские и молодежные организации, в сотрудничестве с соответствующими организациями системы Организации Объединенных Наций следует начать осуществление программ с целью расширения и повышения эффективности повторного использования и рециркуляции отходов. Эти программы должны, по возможности, основываться на осуществляемых или планируемых мероприятиях и должны быть направлены на:
e) разработку программ общественного просвещения и информирования в интересах пропаганды использования продуктов рециркуляции.
- Международной конвенции "Об экологической информации и привлечению граждан к принятию решений в области окружающей среды" (Орхус, 1999г.), которая считает: желательным способствовать экологическому просвещению в целях углубления понимания процессов, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием, и поощрять широкое информирование общественности о решениях, оказывающих воздействие на окружающую среду и устойчивое развитие, и её участие в процессе принятия таких решений, отмечая в этой связи важную роль использования средств массовой информации и электронных или других средств связи, которые появятся в будущем..
Российские федеральные документы:
- Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской федерации (Госстрой России, Москва, 1999 г.)
Задачами в усовершенствовании экономического механизма является информационное и методическое обеспечение: государственных и муниципальных предприятий, работающих в области систем управления отходами; коммерческих предприятий и некоммерческих целевых организаций (Фондов).
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации 2000 г. В которой прописано, что система образования призвана обеспечить экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
- Документы Третьего Всероссийского съезда по охране природы (2003 г).
развивать и совершенствовать работу с общественными экологическими организациями и подготовить к утверждению в 2004 году рекомендации по ведению общественной экологической экспертизы и контроля;
стимулировать экологическое образование и просвещение, а также юношеское экологическое движение;
Региональные документы:
- Концепция обращения с твердыми коммунальными отходами в Санкт-Петербурге на 2005-2014 годы.
Разработать и принять план систематической работы с населением с целью широкой пропаганды среди населения города принципов цивилизованного природопользования, и в частности - рациональных способов обращения с отходами производства и потребления (2005 г.); приступить к осуществлению принятого плана работы с населением (2006 г.).
- Концепция формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга. В которой прописано, что основная цель - формирование экологической культуры на настоящем этапе - объединение усилий и солидарной ответственности Правительства Санкт-Петербурга, всех городских структур, профессиональных и общественных объединений, граждан города на формировании экологически ответственного мировоззрения горожан всех возрастов
А также других материалов:
-
резолюций Межправительственных конференций по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977г., Москва, 1987г.),
- Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию,
- Соглашения стран СНГ о сотрудничестве в области экологического образования,
- Концепции экологического образования в странах СНГ,
- Законов Российской Федерации "Об образовании" (1992, 1996 гг.),
- "Об охране окружающей среды" (2002г.),
- рекомендаций Международной конференции "Образование для устойчивого развития" (Салоники, 1997г.),
- Европейского совещания экспертов "Устойчивое развитие и экологическое образование" (Нидерланды, 1999г.),
- Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации (2000г),
- Пятой конференции министров "Окружающая среда для Европы" (Киев, 2003г.),
- Стратегии Европейской экономической комиссии ООН в области образования в интересах устойчивого развития (Женева, 2004г.).
2005 год - открывает Международное Десятилетие образования в интересах устойчивого развития.
Еще в
1994г. Министерство образования совместно с Министерством окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в Постановлении № 4 / 1 - 6 от 30.03.94г. рекомендовали территориальным природоохранным органам и экологическим фондам
"…шире использовать имеющиеся возможности домов природы, дворцов творчества молодежи и других учреждений дополнительного образования для создания на их базе центров экологического образования и воспитания ".
Назад